Идеальный питч: как победить на битве стартапов?

Опубликовано: 09.10.2018

По всему миру проводятся стартап питчи. Некое подобие конкурса, который дает вам возможность познакомиться с потенциальном наставником, обзавестись связями, а также, возможно, даже стать подходящим вложением для инвесторов. Однако можно легко потеряться в вихре событий и упустить из виду конечную цель. Обратите внимания на следующие ключевые моменты, когда будете работать над стартапом и собственным выступлением.

Играй в игры по правилам 

Какой формат питча? Сколько времени тебе дают на выступление? Как будет проводиться часть "вопросы и ответы"? По каким критериям тебя будут оценивать судьи и инвесторы? Прежде всего, убедитесь, что вы обратили внимание на все основные пункты, указанные в системе оценок судей. Вдруг вы решите, что какие-то пункты не важны. Например, если у судей есть отдельная классификация "О команде", а вы ни слова не упомянули об этом, то как можно рассчитывать на высокий балл? 

Адаптируйте свою презентацию под конкурс. Соблюдайте инструкции, показывайте и рассказывайте тогда, когда это возможно. Не пытайтесь обойти правила.

 Сделайте сильной вашу презентацию в PowerPoint 

Краткость - сестра таланта, как и лаконичность...  Если вы перезагружаете свои слайды текстом, то аудитория будет слишком занята тем, чтобы их прочитать, соответственно и слушать вас никто не будет.  Если нужно использовать графическую часть, будьте более креативными.  Помните, что PowerPoint это визуализация вашего текста, и при эффективном использовании, можно творить чудеса. Подумайте каким образом можно задействовать все пять чувств, это пойдет на пользу. 

Не горячитесь 

В ходе вашего выступления, вы можете почувствовать, как запахло жаренным и что судьям не нравится ваша идея. Не чувствуйте себя побежденным, не уклоняйтесь от сложных вопросов, показывайте им, что вы верите в вашу идею. Но тем не менее, не будьте грубыми. 

Используйте время вопросов и ответов с умом

Да, отвечайте на заданные вам вопросы, но также донесите необходимую вам информацию, которую вы не успели рассказать во время презентации. Используйте стандартную схему PR «ATM (answer transition message)»: Ответ, переход, сообщение - отвечая на вопрос инвесторов, плавно переходи к теме, донеси информацию о твоей презентации. 

Если инвестор, например, спросит вас: "Является ли ваша технология масштабируемой?". Отвечайте не просто "да" или "мы так думаем", а более широко: "на данный момент мы имеем 100000 подписок, и если мы привлечем еще 3 стратегических партнера, получим еще 500000 подписок, это доказывает, что наша технология масштабируема". 

Совет: Помните, что последний слайд вашей презентации скорее всего, будет на экране на протяжении всей части вопросов и ответов. 

Информация на последнем слайде должна быть наиболее важной. Если вы сотрудничаете с Netflix и Apple, то это должно быть указано в конце, если у вас генерируются денежные доходы и потоки, тоже покажите это. Слишком часто мы пишем просто "Спасибо" или контактную информацию. 

Воспринимайте спокойно любую критику

Даже если она не конструктивна, плывите по течению и не распыляйтесь по мелочам. Помните что питчинг - это представление. Репетируйте со своей командой, выполняйте упражнения, чтобы отточить навыки в импровизации. Представьте себя в роли судьи, а другого члена команды поставьте на свое место, задавайте и отвечайте на вопросы. Это возможность определиться с наихудшим сценарием и выявить свои слабые места. 

Подчеркните "Кто" 

Безусловно "что" имеет решающее значение в вашем стартапе. Вы хотите быть уверенным, что после вашей презентации человек будет понимать, что делает ваш бизнес, какие проблемы он решает, какие услуги вы предлагаете. Но вы также должны рассказать о том, какие еще существуют стартапы на этом рынке и рассказать почему именно ваш заслуживает отдельного внимания. Что отличает вас от других?

Думайте в общих чертах. Вы являетесь частью большой группы наставников, консультантов, соучредителей и совета директоров. Таланты, которые вы собрали, какие отношения вы выстроили с консультантами и инвесторами является неотъемлемой частью вашей компании. К вам могут проявлять интерес, и вы можете создать интригу вокруг вашей компании, если вы выделите вашу команду, ваших наставников, стратегических партнеров и инвесторов. Вы здесь чтобы рассказать историю вашего бизнеса, рассказать о достижениях и сильных сторонах. Несмотря на то, что дружелюбие и обаяние никогда не бывают лишними, на конкурсе это не оценивается. 

Судьи смотрят на вашу компетентность, а также насколько сильно вам можно доверять, так как именно доверие и является показателем этой компетентности.

Пусть они вас запомнят

Поставьте себя на место судьи хотя бы на минуту. Ты просто просидел 100 скоростных выступлений и независимо от того насколько тщательно ты делал заметки, физически не сможешь запомнить каждую мелочь, которую видел или слышал.

Ваша работа, как ведущего заключается в том, чтобы в конце дать так называемый "сигнал памяти". Найдите отличный анекдот, шутку, фразу, жест, это возможно будет единственным, что судьи запомнят в вашем выступлении.

Такие вещи могут показаться тривиальными, память работает благодаря ассоциациям. Завершите вашу презентацию призывом к действию, в котором вы рассказывает, а еще лучше показывайте аудитории именно то, чтобы вы хотели, чтобы запомнилось о вашей презентации.

rss